Готовность психологическая специалистов к службе в исправительных учреждениях


Готовность психологическая специалистов к службе в исправительных учреждениях
Разноплановость целей и профессиональных функций, которые должны реализовываться в уголовно-исполнительной системе, предопределяет востребованность здесь различных категорий специалистов - по данным А.И. Ушатикова (1999) более 50 специальностей. В силу специфичности условий функционирования ИУ (внешних и внутренних), риска профессионального выгорания персонала (Г.А. Туманов, 1971; В.Н. Волков, 1989; В.М. Поздняков, 1989; М.Г. Дебольский, 1992 и др.), постоянного взаимодействия с осужденными, многие из которых являются лицами с устойчивой асоциальной направленностью и противодействуют исправительному процессу, возникает необходимость как формирования у сотрудников психологической готовности к службе в исправительных учреждениях. Это интегральное образование личности специалиста, обеспечивающее долговременную трудоспособность к службе в ИУ, включающее комплексы психофизиологических, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств. Устойчивость готовности определяется уровнем профессиональной развитости: мотивационно-ценностного, познавательно-прогностического, операционального, эмоционально-волевого и психодинамического компонентов личности. Такая готовность формируется и поддерживается в течение всей службы, начиная с учебы в образовательном учреждении. Необходимо и поддерживать должный уровень ситуативной готовности - психического состояния, "внутреннего настроя" к эффективным действиям в обычных и экстремальных условиях (при групповых эксцессах, массовых беспорядках, учиненных осужденными, захвате ими в качестве заложников сотрудников учреждений и др.).

Особые требования к персоналу мест лишения свободы формулировались с начала развития в России тюремной системы. Так, в Тюремной присяге, содержавшейся в проекте Статуса тюрем, написанном Екатериной II в 1787 г. (статья 70), подчеркивалось: "Азь ниже именованный обещаюсь предъ всевидящим Богом чистосердечно, что хочу и должен всеми силами своими отправлять стражу над тюремными так, как мне в должности предписано, и оную не преступать и упущать не буду ни для вражды, ни для родства, ни для лицеприятия.." В ХХ столетии принят ряд международных правовых актов ("Минимальные стандартные правила обращения с заключенными" и др.), реализация которых преследует цель гуманизации уголовно-исполнительной системы и выдвигает особые требования к отбору и прохождению персоналом службы в пенитенциарных учреждениях. Учитывая, что на персонал действуют более 30 стресс-факторов (Р. Калимо, 1977), необходим постоянный мониторинг уровня готовности, профилактика профессиональной деформации (Б.Д. Новиков, 1994; И.И. Соколов, 1995; В.С. Медведев, 1999 и др.). Развитие и поддержание психологической готовности осуществляется за счет системы психологической подготовки и тренингов профессионально-личностного сотрудников ИУ (В.М. Поздняков, 1989; М.Г. Дебольский, 1994; И.С. Дорошенко, 2000 и др.).

(И.С. Дорошенко, В.М. Поздняков)

Литература: Поздняков В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: Автореферат. дис. .. канд. психол. наук. - М., 1989; Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. - Рязань, 1997.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.